Петр Семерей о супермонополии «Зеонбуда», увольнении из Концерна РРТ и бизнесе дочериПочему Концерн РРТ не достиг соглашения с «Зеонбудом» и как маленькая частная компания дочери Петра Семерея строит вышки для вещания на оккупированные территории.
27 декабря в связи с завершением срока действия контракта Кабинет министров уволил Петра Семерея с должности генерального директора Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения – госоператора телерадиовещания, радиорелейной и спутниковой связи. Петр Семерей, проработав на своей должности год, запомнился тем, что был противником отключения эфирного аналогового телевидения. Он был также едва ли не единственным руководителем КРРТ, который регулярно публично выступал с критикой «Зеонбуда». В планах экс-гендиректора КРРТ было строительство государственного мультиплекса цифрового телевидения, которое, по его словам, заблокировали «лоббисты Зеонбуда». Именно из его уст впервые прозвучало, что госпредприятие после полного отключения аналога станет банкротом.
В начале года Петр Иванович, несмотря на свою отставку, оказался в эпицентре скандала. Как уже сообщалось, «Зеонбуд» не подписал контракт на 2019 год со своим главным подрядчиком КРРТ, а в конце прошлого года обвинил компанию в лице его бывшего и нынешнего руководителей в срыве переговоров и «шантаже» отключить цифровые передатчики с 1 января. После чего в Госспецсвязи перед Новым годом – 29 декабря – в экстренном порядке была созвана рабочая группа с участием телегрупп и Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, на которой обе стороны договорились работать по старым тарифам до 1 февраля – пока не будут разработаны новые тарифы с участием телегрупп. Для «Телекритики» это стало поводом, чтобы взять интервью у Петра Семерея.
О сорванных договоренностях с Юрием Мороко, новых тарифах для «Зеонбуда», отношениях с председателем Госспецсвязи – генерал-лейтенантом Леонидом Евдоченко, а также – кому было выгодно отключение эфирного аналогового телевидения, читайте далее.
Петр Иванович, почему КРРТ не подписал контракт с «Зеонбудом» на 2019 год? С кем вы вели переговоры?- С Ириной Алябьевой (врио директора «Зеонбуда». – Ред.) мы встречались только на конференциях или вместе с телекомпаниями на совещаниях. Я приглашал ее в Концерн РРТ на переговоры, но она не соглашалась. Видимо потому, что не принимает решений. Я встречался с Юрием Мороко – умный человек (народный депутат «Оппозиционного блока», которого называют куратором и серым кардиналом «Зеонбуда». – Ред.). Он и принимает решения в компании. Я предоставил подробные расчеты и пояснения по каждой цифре. Существенных возражений к новым ценам не было. В 2018 году «Зеонбуд» платил КРРТ около 10 млн гривен в месяц, а с 1 января 2019-го я предложил им в новом договоре платить 15 млн гривен. После полного отключения аналога (запланировано на 1 мая. – Ред.) – до 18 млн гривен. Но в результате они так и не подписали договор. Рынок есть рынок, все хотят выжать из него все, что можно. Если можно уменьшить цену, задействовав органы власти, почему бы ее не уменьшить? Почему не воспользоваться статусом супермонополиста и самому надиктовать Концерну РРТ цену? Да и не только Концерну РРТ, но и украинской власти диктовать условия своей работы на рынке.
Если они подпишут соглашение, которое я им послал, Концерн РРТ получит от «Зеонбуда» уже в этом году около 180 млн гривен. Я видел их письмо от 17 декабря – они соглашались на повышение тарифов на коэффициент 1,4, когда мы предлагали 1,6. Они афишировали уже, что из-за этого они повышают цены компаниям на 30%. Но на практике получится рост цены телеканалов в полтора раза, поскольку они предоставляли скидку на время действия аналога. Они убирают эту скидку и добавляют еще 30% к тарифу. У «Зеонбуда» все равно расходы значительно меньше, чем когда телекомпании давали КРРТ на обслуживание свои аналоговые передатчики. Тогда тариф делился поровну: если твое оборудования – платишь только половину. В случае с «Зеонбудом» – это все его оборудования, но он платит меньше 40% от того, что платят ему телекомпании.
Почему вам не продлили контракт? Были названы причины?- Основание непродления контракта мне не известно. В конце октября – за два месяца до окончания контракта – мне прислали письмо с подписью главы Госспецсвязи (далее – ГСССЗИ) о том, что договор не будет продлен. И все – только эта коротенькая строчка. Без объяснений почему. За целый год не было ни замечаний, ни претензий. Никто не вызывал, не спрашивал, почему так, не объяснял, не благодарил и не критиковал. Концерн подчиняется ГСССЗИ, назначает и освобождает руководителя Кабмин, во исполнение решения Кабмина председатель ГСССЗИ заключает контракт или прекращает его.
Я не просился на эту должность – меня пригласили. Я был вынужден продать свой маленький бизнес (компания «Телемережі України» из Луцка. – Ред.), отказался от нормальной работы, а через год мне не продлили контракт и я стал безработным. Хотя я выполнил все условия контракта и даже перевыполнил – обеспечил доходность КРРТ в условиях досрочного отключения аналогового телевидения. Запустил государственную сеть цифрового телевидения в Одесской области и внедрил цифровое радиовещание в Киеве DAB+. Об этом сказано в отчете, который я посылал председателю ГСССЗИ и премьер-министру. Видимо, эти отчеты никто не читает. В прошлом году мы заработали более 10 млн – это больше чем планировалось. За 9 месяцев у нас была прибыль в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Так как долг НОТУ (Национальная общественная телерадиокомпания Украина. – Ред.) за 2018 более 88 млн гривен, то прибыль больше на бумаге. Если этот долг бюджет погасит, то у КРРТ есть «заначка» еще на полгода. Сейчас долг КРРТ по электроэнергии составляет более 20 млн. гривен, на который уже начислены санкции – более 2 млн. гривен штрафов. Чья это вина? Конечно государственных органов! А потери несет Концерн.
У КРРТ есть такая традиция, что его председателями становятся бывшие руководители и заместители руководителей. Кто будет новым руководителем? Сергей Микрюков – хорошая замена?- Кто будет новым руководителем – не знаю. Сергей Микрюков хороший специалист, но этого может быть недостаточно чтобы его назначили. Я готов ему помогать чем смогу. Руководитель КРРТ должно быть специалистом в экономике, иметь опыт в этом.
Почему вам не дали построить государственный мультиплекс эфирного цифрового телевидения?- Нацсовет нам написал, что у Концерна РРТ нет средств для построение сети, а потому они не будут объявлять конкурс на вещание. Но все понимали, что это политическое решение и до выборов никакие новые каналы не появятся. Плюсы, «Интер» и НОТУ были не прочь перейти на сеть Концерна РРТ, если покрытие было бы не хуже «Зеонбуда» и цена примерно такая же. Владельцы коммерческих каналов – олигархи.
Олигарх на психологическом уровне не хочет платить за вещание другом олигарху: им приятнее платить государственном Концерну РРТ. Покрытие государственной сети могло бы быть гораздо лучше, чем в «Зеонбуде» и постоянно увеличивалось бы до 98%.
Вас критиковали, что вы предлагаете строить цифровую сеть в метровом диапазоне, а у населения обычно остались дециметровые антенны. Украинский госцентр радиочастот вам просчитал частоты по мощности немного меньшей чем вы просили. Цифровой сети было бы трудно достичь покрытия 98% территории. Что можете ответить на критику?- Необязательно строить в метровом диапазоне, можно было и дециметровый использовать. Ведь после отключения аналогового телевидения высвободилось большое количество частот во всех диапазонах. Метровый канал можно принимать даже на примитивную антенну и дециметровую в том числе. При той же мощности на метровом канале можно получить лучший результат. Мы в прошлом году провели в первом квартале очень много экспериментов на Волыни, Львовщине, Полтавщине. Мы тестировали цифровой сигнал в метровом диапазоне. При той же мощности, что и «Зеонбуд», мы имели значительно большее покрытие. Кому-то это не понравилось. В результате Концерну не позволили построить сеть. Было два варианта как это профинансировать – либо госбюджет выделит средства под это, либо найти инвестора, который совместно с КРРТ смог бы построить сеть. Я нашел такого инвестора, который готов предоставить передатчики и, использовав опоры Концерна, совместно построить сеть. В дальнейшем делить прибыль как консорциум 50% на 50%. Этот проект я готов и сейчас реализовать.
Что это за инвестор?- Это зарубежный большой производитель радиотелевизионного оборудования – они были готовы инвестировать. Конкретнее не готов говорить.
Читать далее